kirillkrm (kirillkrm) wrote,
kirillkrm
kirillkrm

Categories:

Образование будущего.

С интересом слежу за заочной дискуссией между lex_kravetski и Дмитрием Пучковым (Гоблином) и Климом Жуковым о фундаментальных недостатках современного образования.



Полностью согласен с позицией Лекса. Считаю, в XXI веке учить детей писать от руки, и не учить их печатать на клавиатуре равносильно тому, чтобы не учить писать вообще. С тем же успехом можно положить на парты каменные блоки с зубилами и молотками. «Ну, а чё такого?» @. Вон, Коленька какой молодец, всего за шесть часов красиво выбивает своё имя. Отличник! Считаете, я утрирую? Отчасти, но представленный абзац я «набил» на клавиатуре менее чем за минуту. Его написание от руки заняло бы куда больше времени, а «расшифровка» моего, с позволения сказать, почерка отняла бы уйму сил и времени уже вас. Можно возразить: «Писать надо разборчивее»; но я-то ладно, не хотите, не читайте. Однако почерк врачей давно стал притчей во языцех и работать над его улучшением медики не собираются. Если писать приходится много и быстро, делать это красиво (и даже разборчиво) не получается.

Возможно, в современной школе на уроках информатики печатать даже немного и учат, не знаю, но даже, если и учат, этим можно пренебречь. «Учить» и «научить» - понятия разные. Если бы люди умели «писать» (в понятии XXI века) они бы на уроки и лекции ходили бы не с тетрадками и ручками, а с планшетами со съёмной клавиатурой и стилусами, и… да (!) современные программы вполне себе справятся с записью многоэтажных формул и с зарисовкой графиков. Только надо научиться ими пользоваться и потренироваться. Я, например, не научился и даже не пытался (повода не было), но не считаю, что тем, кому действительно приходится много конспектировать, следует чтить традиции глубокой древности. Наши дедушки и бабушки, вообще, учились писать чернилами, но мы их «ценные навыки» отчего-то не переняли, хотя письмо, написанное настоящими «тёплыми и ламповыми» чернилами, выглядит гораздо духовней. Без вопросов. Дедушки подтвердят.

Навык письма от руки устарел и в современном мире не стоит времени, которое ему уделяется. Здесь для меня вопросов нет. Однако речь идёт не только о письме. Лекс ставит вопрос шире, рассуждая о том, каким образование должно стать в будущем, «в дивном новом мире».

Сказав «А», надо говорить «Б». Одной лишь ручкой и бумагой дело не ограничится. Переоценке подвергнутся все существующие подходы и методы. Например, есть ли смысл в современном мире проводить лекции в аудитории? Лекс постоянно напирает на то, что обучение не должно быть рутинным. Везде, где возможно, рутину надо автоматизировать.

Это касается не только учеников, но и учителей, ведь им тоже бывает скучно. Например, Лекс записал ролик «Живая алгебра», показав вывод формул решения квадратных и кубических уравнений. Уверен, будь Лекс обычным учителем в рядовой школе, ему было бы скучно каждый год повторять лекцию заново не по одному разу для каждого параллельного класса. Не проще ли дать ссылку на ролик? Возражение, будто с живым учителем дети лучше усвоят материал, я, с вашего позволения, подвергну сомнению. Если мы говорим лишь о «начитке» теоретического материала (назовём эту часть урока «лекционной»), то у ролика есть ряд преимуществ перед живым человеком, а именно:
- Живой человек он потому и живой, что может быть уставшим, не выспавшимся, расстроенным и т.д.
- Если лекция продолжительная, внимание неуклонно рассеивается. Вроде, всё понимаешь, а потом буквально пару минут «полетал в облаках» и вот уже мысль потеряна. Живого человека «перемотать назад», когда в аудитории 30+человек, не попросишь.

Необходимость присутствия на лекции живого учителя отпадает. Гораздо эффективней, если каждый слушатель (студент, ученик) прослушает лекционный материал дома на Ютубе, а затем подготовит список вопросов, придя с ними уже на практическую часть урока.

Вот мы и сказали «Б». Но… тогда давайте скажем и «В». Почему бы ученикам не направлять вопросы учителю заранее по электронной почте? Ну, а дальше, больше. Вопросы ведь будут повторяться. Почему бы тогда обработку поступивших на email вопросов не доверить компьютеру? Скажем, на почту учителя пришло 100 вопросов. Машина сама проанализирует их, поймёт, что на 98 вопросов уже подготовлены ответы, и автоматически сделают рассылку в стиле: «Дорогой ученик Вася, вероятно, твой вопрос сводится к вопросу №146 в списке FAQ. Посмотри ответ по ссылке. Если же ты считаешь, что спрашивал про нечто другое, то напиши ещё раз, я переправлю запрос учителю».

Эффективность только возрастёт. В любой момент учитель и его начальство смогут посмотреть статистику вопросов, увидеть, о чём чаще всего спрашивают ученики, и записать дополнение к лекционному ролику или, вообще, сделать новый ролик. Таким образом, работа учителя (или любого другого лектора) в качестве «аудио и видеопроигрывателя» сведётся к минимуму. Достаточно записать курс лекций, а затем, время от времени, вносить в курс правки. Ученики ничего не потеряют, даже приобретут. Теоретическую часть материала они посмотрят дома, в уютной обстановке, а в школу или в институт придут уже на практические занятия, для тренировки навыков. Записывать или конспектировать теоретическую часть вообще нет смысла. Ролик и презентация к нему будут всегда доступны из планшета. Никто не мешает ученику сделать «закладку» в наиболее интересном (или непонятном) ему месте.

Так нужны ли лекции в их нынешнем формате? Получается, только если лекция задумана в формате дискуссии. Когда лектор не рассказывает какой-то общеизвестный и общепринятый материал, а предлагает некую гипотезу или теорию. Но даже так, для экономии времени, целесообразно заранее разослать видео заинтересованным лицам. Люди его посмотрят из дома, не спеша проанализируют, а затем в заявленное время придут в аудиторию и, дождавшись, когда лектор вкратце повторит основные тезисы своей гипотезы, начнут уже не столько задавать вопросы, сколько давать возражения, ну, а затем: переходить на личности, обмениваться скрытными и явными оскорблениями, и заниматься прочими продуктивными вещами, необходимыми для поиска истины и обоснования собственной точки зрения (вплоть до мордобоя).



Получается, школа (за исключением младших классов) и университеты сильно изменятся. Вся теоретическая часть учебного материала уйдёт на самостоятельное (разве это плохо?) и дистанционное обучение. Университет сохранится как место проведения практических занятий и «место для дискуссий» (разумеется, лишь в тех местах, где дискуссии допустимы).

Но сказав «В» пора задуматься и о «Г». Практические занятия ведь тоже можно автоматизировать и перевести в дистанционный формат. Учитель ведь тоже человек, ему тоже скучно по 100 раз репетировать с учениками, допустим, произношение слов в английском языке. Можно ведь создать робота, и ученики вполне могут поговорить по скайпу с ним. С учителем ученик увидится уже на сложных практических занятиях, а-то и на экзамене. Если человек всё понимает (и тесты это подтвердят) чего лишний раз глаза друг другу мозолить?

За «Г» последует «Д», а там, уж простите, и до полной «Ж» недалеко. Каждая из итераций приведёт к большой эффективности и снижению скучной рутины, но здесь возникает вопрос: «Следует ли нам идти по указанному пути до бесконечности, или когда-нибудь, всё же, придётся сказать – «СТОП»?». Где-то и в чём-то система останется недостаточно эффективной и можно будет сделать лучше, но мы этого делать не будем, чтобы остаться людьми.
Tags: размышлизмы
Subscribe

promo kirillkrm august 15, 2019 17:01 51
Buy for 100 tokens
Приветствую всех! В сей знаменательный день (для меня так точно) с благоговением и трепетом я презентую на суд взыскательной общественности обещанную во вчерашнем посте демо-версию своего детища. Встречайте! Краткая справка по игре. Название: Героини Меча и Магии. Акт I (Demo). Жанр:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments